Ректор Украинского католического университета о. Борис ГудзякО проблемах и перспективах Украинского католического университета рассказывает ректор, отец-доктор Борис Гудзяк.

Борис Гудзяк: Духовность не всегда одета в ризы

В рейтингах лучших школ и университетов Европы престижные места уверенно занимают католические учебные заведения — благодаря сочетанию христианской позиции с духом свободы, уважением к общечеловеческим ценностям и открытостью для новых идей и всего мира. Среди выпускников католических школ много известных людей, таких как Альберт Эйнштейн, Билл Клинтон... Несмотря на атеистическое советское прошлое, на то, что до 2006 года богословие вообще не признавалось государством как учебная дисциплина, в 2002 году во Львове при содействии Украинской греко-католической церкви был открыт Украинский католический университет (УКУ). Это первое и единственное богословское учебное заведение, аккредитованное и лицензированное государством. 14 ноября оно проведет в Киеве ежегодный благотворительный банкет и аукцион со своими благотворителями, действительными и потенциальными спонсорами, среди которых не только бизнес-структуры, но и политические деятели, деятели культуры, неравнодушные сограждане. О проблемах и перспективах Украинского католического университета рассказывает ректор, отец-доктор Борис ГУДЗЯК.

— К чему стремятся сегодня католические образовательные заведения и, в частности, ваш университет? 

— В свое время именно церковь породила образование. Первые университеты Европы были католическими. И сегодня в мире их много. Тут преподают различные дисциплины — богословие, биологию, микробиологию, физику, астрофизику, бизнес, кинематографию, драматургию, экономику и тому подобное. Наших студентов и студенток иногда спрашивают: «Ты обязательно будешь монахом/монахиней или священником по окончании университета?» Не понимают, что духовность не всегда одета в ризы. Для профессионала важно интегрирование профессиональной подготовки с духовным ростом. Это и является целью заведений, которые церковь, и не только католическая, развивала в течение своей истории. В нашем университете 5 факультетов: философско-богословский, гуманитарный (история), факультет социальной педагогики, катехитически-педагогический и бизнес-школа. Последние два, правда, не лицензированы. В бизнес-школу вступают люди, которые уже имеют высшее образование и работают. Они учатся не для диплома, а для себя. 

— Как соединяются желание зарабатывать деньги и духовность?

— В бизнесе-школе изучают не теоретическую экономику, а практические и моральные аспекты управления бизнесом. Первые студенты-бизнесмены, приехавшие из Донецка, Харькова и других городов и никогда ногой не ступавшие в церковь, сначала удивлялись такому сочетанию. С другой стороны, наш труд должен быть основой для развития и роста наших достоинств. Эффективный предприниматель делает много социального добра — предоставляет рабочие места, зарплату, товары, которые позволяют людям лучше жить. Симбиоз богословия и бизнеса предлагает неальтернативное и невраждебное понимание двух крыльев нашего бытия — Духа и Тела. Интересно, что школа бизнеса расположена в здании философско-богословского факультета. Кстати, мы не интересуемся, к какой конфессии принадлежит наш студент. В университет вступают по результатам внешнего независимого оценивания по украинскому языку и истории. Раньше у нас была своя, более эффективная система поступления — собеседования. Но мы принципиально, активно и публично поддерживаем тестирование, потому что считаем, что это внесет большую социальную справедливость для сотен тысяч бедных украинских абитуриентов. 

— В вашем университете преподают специалисты из-за границы или отечественные специалисты?

— Сказав «А» в деле легализации богословия, государство не сказало «Б» — на уровне ВАК (высшей аттестационной комиссии) отечественных богословов не допускают к аспирантурам и докторантурам. Поскольку в мире нет украиноязычных преподавателей, которые могут и хотят приехать к нам преподавать, мы решили приглашать тех, кто преподает по-английски. Поэтому, наши студенты первые два года обучения интенсивно изучают английский язык. Мы сотрудничаем с другими украинскими и заграничными учебными заведениями: Львовским, Донецким, Черновицким, Харьковским и Варшавским университетами, Киево-Могилянской академией. Формами такого сотрудничества являются Междисциплинарные индивидуальные гуманитарные исследования, реализация общих программ, возможность для студентов слушать избранный курс в другом университете. 

— Знакомы ли католическому университету проблемы высшей школы — коррупция, распределение должностей по протекции, а не по способностям? 

— В нашем заведении никогда не было коррупции ни при поступлении, ни при сдаче экзаменов. Известен факт, когда родственница одного из членов ректората не смогла поступить с первого раза в университет. Средний возраст наших преподавателей — 38 лет. Декану философско-богословского факультета — 34 года. В университете есть Наблюдательный совет — Сенат, которому подотчетен даже я, ректор. И у нас нет претензий к тому, кто на какой должности, потому что должность — это не привилегия, а тяжелое служение. Все важные вопросы мы решаем коллегиально — путем постоянных консультаций. Например, при составлении стратегического плана развития университета было создано 5 рабочих групп, в которых задействовано 50 работников. Следовательно, каждый шестой работник участвовал в проработке стратегического плана заведения. Процесс работы был абсолютно прозрачным, на заседание группы мог прийти каждый желающий преподаватель или студент. 

— Как влияет обучение в УКУ на формирование мировоззрения студентов? 

— Наш университет ставит целью содействовать становлению гражданского общества в Украине и поощрять студентов к полноценному участию в общественных, социальных, экономических и политических процессах. Вместе с преподавателями они участвуют в общественно-важных проектах и акциях, организовывают тренинги и семинары, занимаются благотворительностью. Университет является форумом для встречи и сотрудничества общественных организаций. Мы приглашаем участников президентских гонок выступить перед христианами-интеллектуалами, ответить на их вопросы, услышать предложения и критику, и рассказать о перспективах. Каждому своему студенту и работнику мы гарантируем абсолютную свободу мировоззрения и политического выбора, и четко заявляем, что во время президентских выборов никакой админресурс не будет использован в пользу того или иного кандидата. Недавно мы выпустили документ, который отражает все эти принципы работы нашего университета. Насколько мне известно, подобные декларации не приняты пока что ни в одном высшем учебном заведении страны. Еще один документ, работа над которым завершается, — Положение о ктиторстве (добровольных пожертвованиях). Бюджет УКУ не обеспечивается ни государством, ни церковью. Плата студентов за обучение покрывает только 15% его стоимости, а остальное — это гранты и добровольные взносы. И мы задумались: есть ли средства, которые мы не будем брать ни при каких обстоятельствах? Деньги, которые запятнаны? Как избежать ситуации, когда кто-то сделает пожертвование, а потом чего-то от нас будет требовать? Чтобы четко определиться в этих вопросах, мы приняли упомянутый документ. 

Мы учим своих студентов, что главная цель их жизни — это служение. Учебную практику они проходят в приютах, помогают калекам, людям с особыми потребностями. В университете работает Центр духовной поддержки калек, Институт семьи и супружеской жизни, Школа мирянского лидерства. С первого дня обучения мы говорим о таких понятиях, как интеллектуальная собственность, правдивость. «Дух бодрый, а тело слабое». Каждый семестр находятся студенты, которые соблазняются и скачивают из интернета рефераты. Присваивать себе чужой труд — это просто нечестно. Поэтому у нас очень строгие правила относительно плагиата. За такие вещи могут исключить из университета. Даже если ты списал только три строки, а не целую работу. Большое значение для становления мировоззрения студентов приобретает общение с преподавателями. Это чрезвычайно талантливые люди с блестящим образованием, часто полученным многолетним обучением за границей. Большинство из них могли бы зарабатывать в 3—4 раза больше вне нашего университета. Всегда с улыбкой, ловкие, успешные в бизнесе, они могли бы быть прекрасными управленцами. Но они приносят определенную личную жертву, потому что не хлебом единым жив человек. И на студентов это влияет. Ведь они приходят в заведение, которого в Министерстве образования длительное время не признавали, которое имеет финансовые трудности, у которого нет перспективы быстрого и легкого обогащения, а есть, наоборот, понимание, что каждое достижение требует жертвы. Потому что так уже повелось в этом мире: для спортивного рекорда нужно тренироваться, чтобы аж мышцы болели, а для воскресения нужно нести свой крест. И когда молодежь видит, что вокруг нее такими идеалами живет целое сообщество; когда смотрят на преподавателей и старших ровесников, то поневоле призадумывается: «Если они могут, то почему я не могу?». В таком духе мы стараемся жить в университете.

— Какую роль, по вашему мнению, может сыграть католическое воспитание, в частности УКУ, в будущем Украины? 

— Мы еще живем под грузом тех стереотипов, что религия существует отдельно от общества. Но если замкнуть духовность в храм, она будет искалеченной, и наша жизнь будет неполноценной. Поэтому важно, чтобы люди, имеющие профессиональный дар и являющиеся элитой государства, были также носителями христианских ценностей, достоинств, морали. Обучение в УКУ формирует именно такие личности.


Источник: Газета «День», №202, суббота, 7 ноября 2009