«Женщина важнее апостолов и всех епископов, и даже кардиналов», — говорил Папа Римский Франциск. Теология женщины в Католической Церкви особенно активно обсуждается в последнее время, порождая попытки переосмыслить старое понимание роли представительниц прекрасного пола. Об этих изменениях и об отношении духовенства к подобным дилемм рассказал епископ РКЦ Станислав Широкорадюк на встрече в Институте философии НАНУ 4 февраля 2014 года.
Роль женщины постоянно меняется даже в современном мире. Мода на домохозяек сменяется модой на шоппинг-леди, могущих часами рассуждать, чем бренд Gorenje лучше чем SMEG, на смену им приходит мода на женщин-бизнесменов или женщин-политиков.
Католическая же теология женщины все больше заинтересовывается практическими вопросами — возможно ли женское служение в Церкви; допустимость рукоположения женщин; что делать с разводами, а также — как создавать прочные семьи и избегать абортов.
«Теология женщины уже создана, но никто более женщину не одарил, чем Бог. Делайте из нее кардинала, делайте хоть Папу Римского — большего она не получит. Она уже одарена гораздо больше, и все остальное ничего не значит. Дар материнства никто не сможет заменить, он является самым святым», — уверяет владыка.
По его словам, показателен пример роли Девы Марии, которая не стала священником, апостолом, оставшись в главной своей роли — матери. Поэтому в Ней осталась ключевая святость: а именно в том, что она является Матерью Иисуса Христа, в чем и заключается ее величие. Епископ убежден, что проблема теологии женщины заключается в понимании, что женщина является святой уже благодаря своей природе, что он одарена от начала.
При этом еще одним важным блоком этой теологии является вопрос создания семьи, ее развития и поддержки на протяжении всей жизни. По мнению епископа Станислава, именно институт семьи является ключевым не только для Церкви, но и для всего общества.
«Самая большая ценность — это супружеская жизнь. Нет ничего такого в социуме, что было бы оценено выше. Брак — основание всего: и общества, и жизни, и счастья, и порядка в жизни. Нет лучшего института, который бы мог выполнить это», — подчеркнул епископ Широкорадюк.
Поэтому, убежден владыка Станислав, теологию семьи и женщины надо сохранить неделимой, потому что это очень тонкий момент. Для этого нельзя ставить святое таинство под угрозу, над чем и работает Папа. Владыка добавляет, что в его Церкви не называют разведенных людей наказанными, но считается, что они имеют «сакраментальное препятствие», которая не позволяет им приступать к Причастию традиционным способом.
Все епископы подчеркивают, чтобы церковный суд хорошо рассмотрел тот брак, который был заключен первый раз, до провозглашения брак недействительным. Когда сейчас суды рассматривают дела о признании брака недействительным, то все чаще оказывается, что люди были не готовы к браку.
Епископ рассказал о своем случае, когда на его рассмотрение попало дело о разводе. Мужчина обвинял женщину в разрушении семьи, будто она слишком много времени была с мамой, а оказалось, все наоборот — он сам не был готов к созданию семьи. По словам владыки, он «остался на уровне детского сада», поэтому искал себе не жену, а вторую маму, а женщина ему ее не заменила.
Поэтому мужа ждал долгий период переподготовки, после чего он сможет снова пройти проверку, и суд определит, будет ли он готов вступить в новый брак. Однако женщина получила возможность во второй раз выйти замуж, поскольку первый брак фактически был недействительным, потому что она не знала, что мужчина не является готовым.
Вопросы роли женщины в Церкви, материнства и семейной жизни навсегда останутся фундаментом для обсуждения и дискуссий, считает владыка. Однако вопрос заключается в том, готова ли Католическая Церковь к ключевым изменениям в этой сфере и как она сможет их проводить, несмотря на старые традиции. Ответ может быть только один: время покажет.
По материалам Богословський портал