Морское апостольствоСинод Епископов Украинской Греко-Католической Церкви, который состоялся в Киеве в августе 2013 года, постановил создать Отдел морского апостольства УГКЦ на общецерковном уровне, а также выбрать владыку Петра (Стасюка) председателем этого Отдела. Отец Александр Смеречинский, ныне ответственный за морское капелланство в УГКЦ, рассказал, как поможет в служении морякам вновь созданное подразделение.

— Морское апостольство как таковое создано УГКЦ еще в 90-е годы. Формальная его регистрация, как католической миссии для работы с моряками, состоялась в 2000 году. Сейчас, по решению последнего Синода, уровень морского апостольства повышен с миссии до патриаршей структуры. Расширено поле его деятельности. Ведь задачей католической миссии «Морское апостольство» было служение в портах Украины, а теперь — работа во всем мире, где есть наша Церковь. Если до сих пор это была всеукраинская структура, то сейчас стоит задача стать общемировой сетью.

— Отче, в каких странах морское апостольство УГКЦ присутствует сегодня?

— Синод поставил задачу развить сеть в мире. Есть крупный план, большой кусок работы, которую нужно выполнить. Сегодня непосредственно работаем в Европе, Северной Америке и Австралии. В перспективе — Южная Америка.

— Есть ли уже первые результаты работы? Можно ли говорить о каких-то конкретных наработках в создании сети?

— Вскоре, в декабре, будет начата сеть в Епархии Святого Владимира в Париже. Там налажены контакты с местным общекатолическим морским апостольством и в ноябре–декабре будет проведена целая серия встреч с капелланами Франции, Голландии и Бельгии для закладки структуры.

Надо отметить, что наше морское апостольство не выделяет себя в отдельную структуру. Мы считаем себя и нас считают частью общекатолической сети, действующей в 420 портах мира.

Далее, на время Великого поста, запланирован подобный процесс в Канаде, но пока мы согласовываем некоторые вопросы.

— Объясните, пожалуйста, как выглядит работа морского апостольства?

— Миссионерская работа с моряками заключается в том, чтобы идти к ним. Чтобы вы понимали масштабность этой работы, скажу, что среди европейских моряков больше всего украинцев. Моряк, впервые прибывая в иностранный порт, теряется, потому что это чужая страна, чужая культура. Поэтому задача представителей морского апостольства — пойти к этому моряку, чтобы оказать ему практическую и духовную помощь. Впоследствии, когда моряк снова прибывает в этот порт, он уже сам может прийти к священнику или в приходскую общину.

о. Александр Смеречинский

— Вы заботитесь как о военных, так и о гражданских моряках?

— В Одессе я работаю и с военными моряками, поскольку в порту есть часть военно-морских сил. Но нельзя путать эти два понятия. Ибо на самом деле, работа с военными моряками — это задача военного капелланства. Работа со светскими моряками торгового флота — это совсем иная деятельность. Если военный моряк постоянно находится в части и лишь время от времени (для выполнения конкретной задачи) выходит в морской поход, то моряк торгового флота, осуществляющего грузовые перевозки, — это человек, который постоянно находится в путешествии. Поэтому методы работы, их потребности и проблемы — совершенно разные, хотя они внешне похожи, ибо связаны с морем и кораблем.

— Известно, что часто украинские моряки занимаются контрабандой... Имели ли вы дело с такими людьми? Если да, то как с ними работается?

— Криминал, к сожалению, является неотъемлемой частью «морского мира». Конечно, я не раз слышал о чем-то подобном, но надо четко понимать, что не моряк является «двигателем» этого процесса, он лишь дает согласие (молчаливое или деятельное) участвовать в этом процессе. Наша задача состоит в том, чтобы достучаться до сознания моряка и поддержать его, но если он решил противостоять... Церковь не имеет других рычагов, кроме слова.

— Расскажите, пожалуйста, как у вас складываются отношения с другими Церквами и конфессиями и есть ли какие-либо проблемы в этом направлении?

— Проблем нет. Более того, в Одессе, в частности, мы не можем себе представить нашей работы без сотрудничества с англиканской миссией. И наоборот, англиканская миссия не видит в одесском порту своего труда без нас. Мы настолько тесно сотрудничаем, что даже трудно разделить нашу деятельность. Время от времени мы сотрудничаем с протестантской миссией, к которой относятся и баптисты, и харизматы.

Общемировая практика имеет экуменическое направление, так как корабли — это поликультурные, поликонфессиональные общины, особенно сегодня. Ранее на кораблях команды были в общем моноэтнические, а сейчас подавляющее большинство компаний практикует так называемые смешанные команды. В одном коллективе, например, могут быть два грека, три филиппинца, четыре украинца, один индиец.

Работа с моряками не может быть конфессионально окрашенной. Поэтому, приходя на корабль, встречаемся с моряками разных конфессий и национальностей, и разделять их — это почти преступление. Поэтому Церкви, которые занимаются моряками, давным-давно осознали, что работа должна быть экуменической.

Возможно, нет проблем еще и потому, что в этой сфере нет Церквей, которые, скажем так, пытаются выделиться, считая себя абсолютными владельцами Царства Небесного.

— Сотрудничает ли морское апостольство с государственной властью Украины?

— Порой сотрудничает. Это касается случаев, когда без помощи государственных органов мы не можем моряку помочь: например, когда речь идет об освобождении наших моряков из тюрем за рубежом или решению конфликтных ситуаций с иностранными моряками у нас... Хотя мы мечтаем о том, чтобы тесно сотрудничать с государством для поддержки украинского моряка и создания хорошего имиджа нашего государства, гостеприимно принимая иностранцев.

— Грубо говоря, морской капеллан помогает моряку адаптироваться в чужой стране, когда тот туда прибывает. А что насчет работы с моряком относительно его отсутствия в семье по несколько месяцев?

— На самом деле внимания требует вся семья, поскольку из-за длительного отсутствия мужа, отца, страдают все... Но рассказывать о масштабной работе мы не можем, потому что ее, к сожалению, нет (по разным причинам). Есть единичные случаи персональной работы с конкретными морскими семьями.

— А где вы проводите работу с моряками: на корабле или на суше?

— Общепринятая практика — систематическое посещение всех новоприбывших кораблей, которые пришвартовываются в порту, после этого знакомство и беседы с экипажем — становятся понятными нужды. Также есть практика передачи информации о потребностях конкретной команды или моряка капелланам следующих портов, если в нашем порту мы не в состоянии помочь в конкретной нужде.

Совместно с англиканской миссией мы создали небольшой центр для моряков, в котором есть возможность воспользоваться Интернетом, телефоном, взять бесплатную литературу, а главное — помолиться в нашей часовне.

Беседовали Роман Малко и Оксана Климончук,
для Департамента информации УГКЦ