Травля Бенедикта XVI в израильской прессе может стоить еврейскому государству куда больших имиджевых издержек, чем «Литой свинец». Ибо в корне противоречит принципам здравого смысла, коими в глазах многих оправдывается операция в Газе, — пишет аналитик портала «Актуальные комментарии» Дмитрий Бавырин.

Отец и дети

Дмитрий Бавырин

 

Папа Римский в ИзраилеТравля Бенедикта XVI в израильской прессе может стоить еврейскому государству куда больших имиджевых издержек, чем «Литой свинец». Ибо в корне противоречит принципам здравого смысла, коими в глазах многих оправдывается операция в Газе.

На здравом смысле и проистекающей из него политики эффективной жесткости стоял Израиль, на здравом смысле Израиль стоит. Созданное после Катастрофы, разбившее экономику на голых камнях, развившееся в условиях перманентного угрозы уничтожения еврейское государство такую роскошь, как глупость, просто не могло себе позволить. Там крайне мало людей, противопоставляющих себя государству, напротив, чувство личной ответственности каждого — от офицеров ЦАХАЛ до пенсионеров, досматривающих хозяйственные сумки в аэропортах — казалось бы, надежно застраховало страну от непродуманных действий и симптомов деструктивного помешательства.

Меж тем, именно с помешательством мы и имеем дело. Пресса пестрит интервью бывших узников концлагерей, рассуждающих — этично ли пожать Папе руку. Ряд политиков (в первую очередь, ортодоксов) объявляют понтифику бойкот. Спикер Кнессета Руби Ривлин и директор мемориала «Яд ва-Шеме» требуют личного раскаянья от безгрешного в глазах католиков Святейшего Отца.

Потому что Папа а) состоял в «Гитлерюгенде»; б) сторонник канонизации Пия XII, коего обвиняют в попустительстве Холокосту; в) вернул в лоно церкви ревизиониста Уильямсона.

Каждый случай стоит разобрать отдельно лишь потому, что убедительные на первый взгляд первопричины на проверку оказываются комплексом передергиваний, недоумок, а также откровенного вранья. Так, факт, что принятие в Рейхе закона о «Молодежном служебном долге» от 1939-го года сделало членство в гитлеровской пионерии для всех юберкиндеров обязательным и автоматическим, — достояние любого интересующегося. Ввиду этого вышеназванный упрек в адрес Бенедикта XVI равносилен упреку в том, что он немец, а не еврей или поляк, как предыдущий Папа, что не просто глупость, а глупость с душком.

Из истории с ревизионистом Уильямсоном пропали или были затерты подробности о том, что Папа отменил отлучение не для него персонально, а для четырех епископов-лефевристов скопом. Причем о взглядах Уильямсона на Холокост Папа не знал, и знать не мог: злополучное интервью, где Шоа было названо «выдумкой», Уильямс дал день в день с «прощением» (которое, к слову, канонических функций в церкви ему не вернуло). Но этого большинство обвинителей не знают или не хотят знать, как не хотят и слушать объяснений Ватикана и клятв, что «позиция монсеньора Уильямсона абсолютно неприемлема и твердо отвергается Святейшим Отцом».

Наконец, Пий XII хотя и молчал на официальном уровне в годы Холокоста, но через представительства Ватикана спас тысячи евреев. Также молчали и промышленник Шиндлер, и сестра милосердия Сендлер, на счету которых 4000 спасенных душ — как раз за счет «официального молчания». Есть мнение, что «честная позиция» спасительные операции могла усложнить — колючей проволокой, бравыми автоматчиками и немецкими овчарками. К счастью, на обоих Пап еще не повесили личную ответственность за грехи отдельных священников (от шашней с нацистскими бонзами до личного участия в геноциде сербов и евреев в Хорватии, который даже Гиммлер считал перебором), но это, судя по всему, пока. Больно бойко начали.

Разумеется, между Ватиканом и Израилем немало чисто политических расхождений (так, статус и роль Иерусалима объяснимо трактуется по-разному), но подобный переход на личности заставляет еврейское государство терпеть издержки по «закону Годвина» и в лучших традициях Usenet: тот, кто первым упомянул в споре Гитлера или нацизм, — проиграл.

Причем речь идет не только и не столько о ссоре иудеев с католиками. Куда хуже, что столь частое и по столь неуместным поводам поминание Холокоста обесценивает Катастрофу, лежащую в основе израильской государственности. А фантомные боли, желание видеть черную кошку антисемитизма в темной комнате, паче того, разговоры о «вечной вине немцев» порождают отдачу, что льет воду на мельницу и антисемитов, и ревизионистов, и европейских левых, и без того обвиняющих Израиль в «фашистской, нетерпимой политике». Судя по всему, тучные лета, военное могущество и мускулистая экономика банально расслабили Израиль, притупили чувство самосохранения, вскормили политиканствующие группки. В те годы, когда само существование еврейского государства висело на волоске, а прагматизм наряду с иудаизмом являлся госрелигией, подобное было немыслимо. Впрочем, ту историю творили люди иного масштаба, нежели спикер Руби Ривлин

Достаточно вспомнить, что в правительстве первого канцлера ФРГ Аденауэра — человека, демонстративно презиравшего идеологию «сверхчеловеков» и перечившего самому Гитлеру, сидели бывшие нацисты (включая Ганса Глобке — комментатора Нюрнбергских законов, автора идеи о желтых звездах и циркуляра о запрете браков между евреями и арийцами). Тем не менее, на его похоронах присутствовал великий Давид Бен Гурион — создатель государства Израиль. Фигуры такого масштаба прекрасно понимали мотивы друг друга.

Однако в сытые годы вдосталь ресурсов и для политической мелочевки, маловлиятельной, но шумной. Хотя официальный Иерусалим травлю Папы на пустом месте не поддерживает, но и сколько-нибудь громкого окрика с его стороны в адрес обвинителей пока никто не слышал.

Кто во всей этой истории «третий смеющийся», очевидно. Исламские радикалы имеют свои виды и на Европу, и на Папу, которому уже успели посвятить ряд терактов и которого также сравнили с Гитлером (речь о цитировании понтификом византийского императора Мануила II, заявившего однажды, что Мухаммед принес миру «злое и бесчеловечное приказом распространять мечом веру», после которого были погромы и жертвы, наглядно и не без иронии доказавшие определенную правоту первоисточника). А уж что они хотят сделать с Израилем, напоминать не нужно.

Очевидно также, что при таких соседях акценты нужно расставлять не на разъединяющих, а на объединяющих моментах. Ведь как бы ни смотрели еврейские ортодоксы на свою роль в мировом раскладе, на текущий день Израиль — типичное западное государство с соответствующим набором прав и свобод, форпост на Ближнем Востоке именно той цивилизации, что была вскормлена и христианством тоже. В первую очередь, потому, что создавался он людьми западной культуры, а если католические монахини — невесты Христовы, то евреи, как минимум, родственники со стороны жениха.

 

 


Источник: Информационный сайт «Актуальные комментарии». Фото: Ratzinger-Inform.